Ізмаїльський державний гуманітарний університет
Факультет
економіки та інформатики

 

І МІЖНАРОДНА  НАУКОВО-ПРАКТИЧНА
ІНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦІЯ

«ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ ІННОВАЦІЙНОГО
СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНОГО РОЗВИТКУ
В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ:
РЕГІОНАЛЬНИЙ ВЕКТОР
»

 

Стойкова В.Ф.

Фонд поддержки предпринимательства г.Измаил, (Украина)

 СТРАТЕГИЯ ЕВРОРЕГИОНА «НИЖНИЙ ДУНАЙ»
В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

Последние волны расширения Европейского союза в контексте трансформации структурних приоритетов и глобализации мировой экономики, вызывают необходимость поиска подходов к адаптации трансграничних регионов к новым вызовам, прежде всего в плане роста их конкурентоспособности. В условиях направления вектора экономической интеграции европейских государств, во внешней политике Украины произошли существенные изменения, которые вызывают необходимость разработки экономической стратегии в региональной перспективе.  Как приграничная страна к ЕС, Украина имеет как перспективы, так и ответственность развития трансграничних отношений с целью выполнения задач определенных Соглашением о партнёрстве и сотрудничестве ЕС – Украина, что предусматривает активизацию экономического роста приграничных регионов.  «Высшей формой» трансграничной кооперации являются еврорегионы, имено за ними, по мнению большинства экспертов, будущее объединенной Европы, стерающей всяческие границы в интересах перспектив экономического и социального развития.  Это вызывает необходимость исследования форм, механизмов и инструментов воздействия и стимулирования трансграничной кооперации в современных условиях евроинтеграции, на основе комплексного анализа аспектов трансграничной экономической политики, ускорения экономических обменов, обоснования методологических подходов трансграничной региональной политики пространственного развития еврорегионов в процессе расширения Европейского Союза.    

Актуальность исследования проблем трансграничной кооперации вызвано, как углублением процесса регионализации Украины, усилением роли региональной составляющей роста национальной экономики, стремлением регионов к развитию межрегиональных связей, так и интеграционными устремлениями Украины, конечной целью которых является её вступление в ЕС [1].

После падения «железного занавеса» нам далеко не безразличен опыт других государств западной Европы, который демонстрирует развитие процесса экономической децентрализации при наделении пограничных регионов целым рядом экономических прав, без которого невозможно обеспечить целостность и экономическую безопасность государства, предотвратить отток  трудовых и материальных ресурсов.Постепенное перемещение акцента на региональную экономическую активность, требует разработки механизмов, создающих импульс для инновационных процессов, применительно к условиям Придунавья.  В этом контексте, важное значение, приобретает реализация региональной инвестиционной программы [2].

Перспективы вступления Украины в Евросоюз во многом определяются её соседством в европейской стратегии трансграничного сотрудничества, который наполняет этот новый статус новым, конкретным содержанием. Из этого обстоятельства вытекают, по крайней мере, два вопроса. Хотим ли мы реально воспользоваться преимуществами соседства? Если да, то что для этого нужно сделать?

За последнее десятилетие большинство проблем в экономике рассматривались либо на макроэкономическом уровне, либо с точки зрения участия и роли Украины в структуре мировой экономики. Многие экономисты, упоминая об интеграционных процессах в стране забывают о важности регионализации, т.е. предоставления больших полномочий с национального уровня на региональный уровень, позволяющего эффективно использовать инициативу и потенциал региона и как результат – достижение конкурентоспособности страны.

Еврорегион представляет собой территориально оформленное сотрудничество нескольких административно-территориальных единиц соседних государств, имеющих общие границы. Население приграничных территорий Украины, Румынии и Молдовы, оказавшись разделёнными пограничными столбами, исторически тяготеет друг к другу в силу общности этнических, экономических, географических условий хозяйствования. Еврорегион «Нижний Дунай» должен стать своего рода рецептором, благодаря которому смежные государства, как бы «прорастут» своими приграничными территориями, ослабляя тем самым напряженность на границах, создавая особый инвестиционный климат, открывая новые перспективы  экономического процветания и культурного сотрудничества [3].  

Инвестиционная программа Еврорегиона «Нижний Дунай» предусматривает:

  • разработку стратегий совместного развития городов и сел региона в рамках трансграничного сотрудничества;
  • улучшение инвестиционного климата (гармонизация законодательства, предоставление налоговых льгот, снятие таможенных барьеров, легализация доходов);
  • создание предприятий с иностранным капиталом;
  • создание бизнес-центров и информационных центров по вопросам трансграничного сотрудничества;
  • создание международной Зоны свободного предпринимательства;
  • организация Международной универсальной биржи;
  • развитие транспорта и инфраструктуры;
  • развитие связей в сфере образования, науки и культуры;
  • проведение совместных маркетинговых исследований;
  • организация экономических миссий, выставок-ярморок, обменов;
  • экологический мониторинг.

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Придунавья и создание равноценных условий для отечественного капитала способствовало бы решению следующих проблем:

  • Обновление технологической базы предприятий региона, модернизация действующих простаивающих и перепрофилирование простаивающих производств.
  • Развитие транспортных сетей, портов и создание новых судоходных линий.
  • Расширение и диверсификация экспортного потенциала и развитие импортозаменяющих производств в отдельных отраслях.
  • Создание новых рабочих мест.
  • Освоение передовых форм организации производства и опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства.
  • Продвижение отечественных товаров и технологий на европейские рынки.

Развитие Еврорегиона «Нижний Дунай» имеет целью разрешение следующих задач: достижение гармоничного и сбалансированного развития экономической деятельности в приграничных регионах наших стран; решение ряда вопросов и проблем в сфере охраны окружающей среды; обеспечение соответствующего уровня занятости и социальной защиты населения; улучшение качества жизни в наших регионах; осуществление шагов по интеграции транспортной инфраструктуры между странами — участницами «Нижнего Дуная» в единую сеть европейских транспортных коридоров; формирование единого культурного пространства в Придунавье; решение ряда вопросов по ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. За период деятельности Еврорегиона поставленные перед ним задачи были выполнены в полном объеме: решены и улучшены приграничные отношения между регионами, сделаны первые шаги в активизации евроинтеграционных процессов. Опыт показывает, что дальнейшее продвижение Украины по пути интеграции в Европейский Союз невозможно без увеличения роли регионов. Интеграция Украины, Румынии и Республики Молдова в европейские структуры требует разработки и реализации такой модели взаимоотношений регионов разных стран, которая соответствовала бы принципам региональной политики Европейского Союза, оказывала содействие становлению новых форм сотрудничества в формате «регион — регион».

Проснувшись у румынского фасада Евросоюза, жители украинского Придунавья понимают, что экономическое пространство на правом берегу Дуная начинает жить в составе мощной геополитической структуры, со всеми преимуществами, которые сегодня может дать объединенная Европа [4]. Экономическое развитие придунайского региона Украины возможно путем наиболее рационального использования его экономического, географического, трудового потенциала при привлечении инвестиций в рамках новых возможностей трансграничного сотрудничества в контексте происходящих интеграционных процессов.

Литература

1. Государственная программа комплексного развития украинского Придунавья на 2004 — 2010 годы.

2. Резолюция практического семинара по проекту «Укрепление трансграничного сотрудничества в рамках «Еврорегиона «Нижний Дунай». //Собеседник Измаила №152, декабрь, 2006.

3. Мейзерский М.Н. Дунай уходит из-под ног.// Моряк Украины, №43, 2005.

4. Кривцова Е. Глядя на румынский фасад Евросоюза. //Собеседник Измаила №152, декабрь, 2006.  

 

 

Тематичні секції:

   
МОНУИДГУ   MyCounter