Ізмаїльський державний гуманітарний університет
Факультет
економіки та інформатики

 

І МІЖНАРОДНА  НАУКОВО-ПРАКТИЧНА
ІНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦІЯ

«ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ ІННОВАЦІЙНОГО
СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНОГО РОЗВИТКУ
В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ:
РЕГІОНАЛЬНИЙ ВЕКТОР
»

 

Д.э.н. Попа А.М., Рошка-Садурски Л.Д.

Кагульский Государственный Университет

имени «Б.П.Хашдеу», Республика Молдова 

РОЛЬ КЛАСТЕРОВ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время основной проблемой предпринимательства,  особенно малого бизнеса  является слабая конкурентоспособность. Конкурентоспособность любого предприятия зависит от его способности внедрять и развивать инновации, что тесно взаимосвязано с ресурсным потенциалом предприятия. Поскольку большинство предприятий, особенно малых и средних не обладают необходимым количеством и качеством ресурсов для изобретения и внедрения новшеств, часто сталкиваются с сильным сокращением конкурентоспособности и прибегают к реструктуризации и даже ликвидации. 

Опыт предпринимателей развитых стран показал, что приобретение и развитие конкурентоспособности может быть достигнуто легче и быстрее через сотрудничество, союз или партнерство. Модернизация предприятий в современных условиях реализуется с помощью государства, которое определяет приоритеты и направления модернизации как всей системы предприятий, так и производительных комплексов, отраслей, отдельных предприятий. Одним из важнейших направлений структурной модернизации промышленности является ее развитие на основе кластеризации.

Главная отличительная черта кластераинновационная ориентированность и пространственная расположенность.

Идеи о преимуществах сетевой организации бизнеса в промышленности возникли достаточно давно. Одной из самых ранних работ в этой области была книга Альфреда Маршала «Принципы экономики», вышедшая в конце XIX века, где приводились исследования промышленных районов Великобритании, исходя из результатов которых можно сделать вывод, что в ней фактически рассматривается кластер. Феномен кластеров впервые был подробно изучен известным ученым Майклом Портером при исследовании условий развития и деятельности 100 наиболее конкурентоспособных группировок крупных, средних и множества малых предприятий, расположенных в различных странах мира. Такие группировки предприятий одной отрасли формируются потому, что одна или несколько крупных фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое влияние и деловые связи на ближайшее окружение, постепенно создавая устойчивую сеть из лучших поставщиков и потребителей. В свою очередь, успехи такого окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности всех участников этой группировки компании. Такие образования и есть кластеры.  [1]

 Р.Бассант подчеркивает, что основными елементами кластера являются межфирменные отношения и их относительная близость, не устонавливая никаких условий относительно размеров и мотивов для принятия либо внедрение в ту или иную форму. В то время как другие авторы уделяют больше внимания, именно степени близости(растояния) элементов, содержащихся в  кластере.[2].

В зависимости от способа формирования кластеров различают формальные – созданные официально и неофициальные - созданные спонтанно.

Если мы рассмотрим определение кластеров, данное Майклом Портером «кластер - это группа географически со­седствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организа­ций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». [3]

Принимая во внимание экономическое положение большинства фирм Республики Молдова, особенно в промышленном секторе, где чувствуется острая необходимость в модернизации, инновации, что подразумевает больший инвестиции, кластерный подход является наиболее оптимальным методом развития предпринимательства в определенных регионах.

Объединяться в кластер необходимо тем, кто работает на создание одного конечного продукта. В целом, кто оказывается ближе к конечному продукту, тот и получает наибольшую добавленную стоимость и чем ближе, тем выгоднее. Однако кластерный подход предназначен именно для того, чтобы было выгодно не только собственникам конечного продукта, но и всем участникам кластера [4].

При выборе региона для создания кластера и определение его вида, необходимо проанализировать потенциал кластеризации и конкурентной устойчивости, которые могут быть проанализированы в три этапа. (Таблица 1.1)

Таблица1.1

Анализ конкурентной стабильности региона, необходимые для создания конкурентного кластера.

Этапы проведения анализа конкурентной стабильности региона

Основные элементы проанализированные на каждом этапе

1. Количественный анализ

1.Статистические показатели:

- Коэффициент локализации,

- Коэффициент производительности (на душу населения),

- Коэффициент специализации региона в этом секторе

2. Качественный анализ

- факторы производства,

- внутренний спрос на продукцию данной отрасли,

- конкурирующие отрасли – поставщики в данном регионе.

-факторы, мотивирующие формирование эффективных стратегий

3.Анализ кластеров (определение потенциальных экономических секторов)

-институциональная организация кластеров

-внутренняя мотивация инициирования и поддержки кластеров

-Сравнительное конкурентное положение членов кластера

-Стратегический потенциал кластера

Источник: разработана автором на основе материалов  источника [3]

 

Одной из приоритетных отраслей для создания кластера в Южной зоне Молдавии пищевая промышленность. Для увеличения эффективности пищевой индустрии необходимо развитие кластера производства и переработки пищевых продуктов, что  в дальнейшем будет стимулировать повышение конкурентоспособности  кластерообразующих отраслей. Следовательно,  создание агро –промышленного кластера на юге страны, является наиболее оптимальным, так как будет решено, одновременно, множество проблем, как например: стабильное наличие сырья для перерабатывающих предприятий;  постоянный спрос на некоторые виды аграрной продукции; создание дополнительных рабочих мест; сотрудничество, а не конкуренция между предприятиями одного региона, что позволит укрепится на национальном рынке и выдвинуть свою продукцию на международный рынок, это лишь несколько, наиболее весомых в данном случае, преимуществ

Теория выделяет следующие преимущества создания кластеров:

  1. Сотрудничество и взаимодействие, даже в условиях, в которых фирмы конкурируют.
  2.  В бывших промышленных зонах или районах может возникнуть несколько кластеров, в зависимости от специфики участвующих компаний, предпочтения руководителей и специализации сотрудников.
  3. Горизонтальное сотрудничество фирм внутри  кластеров может привести к коллективной эффективности за счет снижения операционных издержек и ускорить внедрение инноваций, посредством  быстрого решения проблем и расширения доступа к рынкам.
  4.  Для отдельных компаний, экономия от масштаба, диверсификация и транзакции, подчеркивают стоимостные преимущества, в следствие сокращения расстояния между фирмами.
  5. В основе географического расположение кластеров находятся  следующие мотивы: наличие значительного количества специализированной и квалифицированной рабочей силы, наличие промышленных центров позволяет обеспечить сырье для определенной отрасли (например, хлебопекарной промышленности - зерно, вино - виноград), в большем разнообразие и по сниженным ценам, сюда можно добавить и доступ к специализированным рынкам покупателей.
  6.  Для отдельных фирм преимущества в  кластеризации могут быть: экономия от масштаба и диверсификация, экономия от сделок и обмен знаниями.
  7. Хотя первоначально кластеризация основывается на специализированной и квалифицированной рабочей силе, однако, способствует в создание вокруг себя «учебных регионов» (образовательные учреждения, научно-исследовательские центры).
  8.  В развивающихся странах  преимущества от принадлежности к сети заключаются в повышении доступности различных видов ресурсов.
  9. Одним из основных преимуществ кластеризации является растущий технологический потенциал кластера. [3].

 Учитывая, что южная зона страны - это в основном аграрная область, поэтому является основным поставщиком сырья для пищевых предприятий в регионе, в то время, как удельный вес пищевой промышленности южного региона в промышленности страны составляет, в 2010 году лишь 3,1%. Следовательно для развития промышленности в этом регионе, необходимо прибегнуть к кластеризации.

Отметим, что на юге страны действует 53 винодельческих предприятия (всего в Молдавии - 132 винодельческих предприятия и 7 предприятий специализированных по розливу ), из которых 7 имеют стандарты группы ISO.

Ядром агро – промышленного кластера могут послужить крупные предприятия таких районов как Кагул, Тараклия, Кантемир и другие, где преобладают предприятия винодельческой, хлебобулочной, молочной  отраслей и в том числе консервирование овощей и фруктов.

Несмотря на то, что в Республике Молдова в настоящее время нет правовой базы для создания, управления и финансирования кластерных структур (но Национальной инновационной стратегии на период 2012 по 2020 год, планирует разрешить эту проблему в ближайшем будущем, до 2014 года), мы не видим проблем в  его создание в другой форме (например, ассоциации).

Что касается  регламентирования процесса кластеризации, в Европейском Союзе была основана в 2006 году Европейский наблюдатель за деятельностью кластеров („The European Cluster Observatory”),  который утверждает, статистические данные (количественные и качественные), содержит примеры политик и сравнительный анализ ситуации кластеров в ЕС. [5].

Уже в 2008 году в ЕС было выявлено значительное количество таково рода скоплений,  около 2000 значительных кластеров, определенных, как "региональные скопления в области промышленности и в сфере услуг" [Copia pentru implementarea in Romania a conceptului de cluster inovativ,p.6]. В том же году Европейская комиссия предложила ряд мер для реализации "стратегии, основанной на инновациях», в том числе создание большего количества кластеров, как на национальном, региональном, так и на мировом уровне, стимулирования сотрудничества между кластерами, поддержка малого и среднего бизнеса в принятии участия в создании кластеров. Все эти положения должны быть включены в национальные программы и стратегии.

 В «Национальной инновационной стратегии" на 2012-2020 годы предусматривается создание кластеров по  вертикали и по горизонтали.

Среди основных характерных особенностей кластеров, комбинации которых в той или иной мере свойственны любому из них, можно выделить следующие:

  1. географическая (когда построение кластеров четко связано с определенной территорией);
  2. горизонтальная (когда несколько отраслей/секторов могут входить на равных правах в более крупный кластер);
  3. вертикальная (характеризует кластеры с иерархической связью смежных этапов производственного или инновационного процесса);
  4. латеральная (отражает объединение в кластер разных секторов одной отрасли, которые обеспечивают экономию за счет эффекта масштаба, что приводит к новым возможностям);
  5. технологическая (отражает совокупность производств, связанных одной и той же технологией);
  6. фокусная (представляет кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра – лидирующего крупного предприятия, НИИ или университета);
  7. качественная (определяет кластер фирм, совершенствующихся во всех сферах взаимодействия, способствуя повышению конкурентоспособности каждого члена и тем, усиливая экономическое положение всего сообщества). [1]

Создание и развитие кластера способствуют развитию предприятий в него входящих, регионов где они расположены и всей экономики страны. Можно отметить, например, в экономике США более 32% занятости, обеспечивают кластеры. В экономике Швеции, в кластерах занято 39% работоспособного населения. Производительность труда в таких секторах выше среднестрановой на 44%. Более того, чем больше развиты кластеры в отдельной стране, тем выше в этой стране уровень жизни населения и конкурентоспособность предприятий. [1]

Однако для развития кластеров необходима государственная поддержка. Так к примеру США с 2001 года развивают свою политику в области кластеризации. В  основе их политик по стимулированию деятельности кластеров находятся: финансовая поддержка при внедрении, приобретении и изобретении новых технологий, фискальная поддержка, преимущественное финансирование образования, развитие инфраструктуры для создания и внедрения инноваций.

В Германии стимулирование развития кластеров началось с 1995 года, в основном для развития биотехнологической промышленности, а именно создание наиболее эффективных энергетических источников. Здесь задействованы региональные программы и местные органы власти.

В Великобритании государство определило окружение Эдинбурга, Оксфорда и юго-западной Англии, как основные потенциальные зоны, где могут создаваться и развиваться биотехнологичские предприятия.

В Норвегии,  государство всячески стимулирует образование кластеров в судоходной промышленности, а в Финляндии в лесной промышленности.

В Италии государство выступает, как основной источник финансирования инновационной, научной деятельности, в виду развития предпринимательства,

Корейская Республика условно выделила область Куми для  агломерации фирм электронной промышленности.

В Японии правительство сфокусировало основные и значительные кластеры в технополисы, где они непосредственно сотрудничают с университетами, обеспеченны сетью отелей, что позволило усилить эффективность этих кластеров.

Специальная политика Канады позволила развить предприятия рыбной индустрий, основанной на принципах экологии и развития традиций.

В Голландии экономика разделена на 10 мегакластеров, это модели которые представляют основные направления иновационнои политики страны.

 Исходя из изложенных примеров можно сделать вывод, что развитие экономики любой страны, зависит от уровня конкурентоспособности предпринимательства в этой стране. Каждое государство заинтересованно в достижении высокого уровня экономического развития, а значит должно всячески этому способствовать, развивая законодательную базу, создавая финансовые и другие условия. Так как метод кластеризации, в настоящее время, является одним и наиболее эффективных методов развития экономики, следовало бы государству уделить больше внимания в создании законодательной базы для создания и развития кластеров на территории нашей страны.

 

Список литературы:

  1. Какие существуют виды кластеров?http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=ed272089-f819-4515-8e9b-73bba246fb22
  2. Sandu Steliana, V. Ioan –Franc, Creativitate si inovare, studii si cercetari economice, Bucuresti, 2006
  3. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ..: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 608 с.
  4. Алдияров С., Байзаков А.,  О применении экономического метода кластерного анализа в горнометаллургическом комплексе Казахстана // Транзитная экономика - 2005. -  № 3
  5. www.clusterobservatory.eu

 

Тематичні секції:

   
МОНУИДГУ   MyCounter