Д.э.н. Захарченко В.И., Бондаренко А. В.
Одесский национальный университет имени И. Мечникова, Украина
ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА
Современное государство может успешно развиваться только при условии, если ориентиром своей политики имеет рост уровня и качества жизни граждан, то есть когда она «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Таким образом, исходя из конституционных норм, критерием социально-экономического развития Украины выступают показатели оценки уровня и качества жизни населения.
На сегодняшний день существует ряд общих положений разработки стратегии регионального экономического развития, соблюдение которых активно увеличивает возможность успеха, среди которых активно используются методы и процедуры стратегического планирования.
Для универсальности изложения материала статьи автором будет использоваться термин административный район, под которым подразумевается совокупность жилых массивов и объектов социальной инфраструктуры, локализованных в рамках фиксированных территориальных границ, имеющая собственное название, управляемая местной администрацией, и связанная с более крупными административными единицами функциональными связями линейной иерархии, т.е. под определение административного района попадает любая единица территориальной иерархии, имеющая собственный управленческий аппарат, такая как город, область, район, муниципальное образование.
Стратегическое планирование социально-экономического развития административного района - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Коротко цикл стратегического планирования экономического развития административного района можно представить в следующем виде:
- Определение целей развития.
- Анализ внешней среды развития административного района.
- Определение его сильных и слабых сторон.
- Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.
- Разработка концепции развития.
- Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
- Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
В региональном социально-экономическом управлении в настоящее время значительно возросли роль и значение информации. Наличие полных и достоверных данных о процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности административного района, является необходимым условием организации управления его развитием. Однако решение проблемы рационального социально-экономического мониторинга находится в начальной стадии. Под мониторингом подразумевается систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории административного района.
Основные задачи социально-экономического мониторинга сводятся к: наблюдению за ходом социально-экономических процессов, происходящих в районе; оценке этих процессов; анализу причин, вызывающих то или иное социально-экономическое состояние; прогнозу развития социально-экономической ситуации; разработке рекомендаций, направленных на устранение негативных последствий и развитие позитивных тенденций.
Выбор показателей для проведения мониторинга устойчивого социально-экономического развития должен осуществляться, во-первых, с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического наблюдения; во-вторых, исходя из задач, которые ставит практика управления административным районом. При этом руководствоваться необходимо следующими основными принципами построения системы показателей:
- соответствие общей методологии построения статистических показателей, используемых в отечественной и международной статистике;
- обеспечение единства методологии построения сквозных показателей и их сопоставимости с аналогичными показателями системы государственной централизованной статистики;
- удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной и оперативной информации, отражающей основные социально-экономические явления и процессы, происходящие на территории муниципального образования;
- соответствие содержания и состава системы показателей зонам внимания и наблюдения, особенностям и положению муниципального образования.
Анализируемые данные должны удовлетворять следующим требованиям:
- целенаправленность - вся система рационального мониторинга должна быть ориентирована на решение конкретных управленческих задач;
- системный подход - рассмотрение административного района как подсистемы более крупной общественной системы исследование его связей с другими территориальными звеньями;
- комплексность - мониторинг отдельных сфер и направлений развития района должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом; необходимо осуществлять последовательное решение всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений;
- непрерывность в наблюдении за объектом;
- периодичность снятия информации о происходящих изменениях;
- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени и другие.
При этом организации мониторинга стоит нарушать основные принципы проведения статистических наблюдений - репрезентативность и экономичность, направленных на получение статистически значимых для данного административного района фактов, позволяющих использовать их для оценки процессов, явлений общесистемного характера и иметь общую направленность на минимизацию наблюдений.
При мониторинговых исследованиях методом повторных, замеров накапливается и анализируется информация по показателям в динамике, выполняется сравнение с базовыми нормативными характеристиками и выявляются тенденции развития. Научные задачи состоят в отслеживании и анализе сдвигов в системе социально-экономических отношений; динамике условий и уровня жизни различных общественных групп; изменении их ценностных ориентации и потребностей; отношении к политике государственной и муниципальной властей; в проверке ряда альтернативных гипотез дальнейшего развития общества.
Мониторинг устойчивого социально-экономического развития служит информационной базой для принятия управленческих решений, в том числе при определении приоритетов политики, так как позволяет «оценивать социальное самочувствие людей, фиксировать качественные изменения в уровне и качестве жизни».
Поскольку устойчивость наступает при переходе системы из одного состояния в другое, характеризующееся способностью сохранять определенные свойства (качества) в течение наблюдаемого периода и противостоять внешним воздействиям, можно предположить, что планирование условий, при которых система не переходит из одного состояния в другие (худшие), поддается контролю. Инструментарий оценки и анализа устойчивого развития, по нашему мнению, является необходимым и достаточным для информационного обеспечения управленческих решений.
|