Ізмаїльський державний гуманітарний університет
Факультет
економіки та інформатики

 

І МІЖНАРОДНА  НАУКОВО-ПРАКТИЧНА
ІНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦІЯ

«ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ ІННОВАЦІЙНОГО
СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНОГО РОЗВИТКУ
В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ:
РЕГІОНАЛЬНИЙ ВЕКТОР
»

 

Д.э.н. Захарченко В.И., Бондаренко А. В.

Одесский национальный университет имени И. Мечникова, Украина

 ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

Современное государство может успешно развиваться только при условии, если ориентиром своей политики имеет рост уровня и качества жизни граждан, то есть когда она «на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Таким образом, исходя из конституционных норм, крите­рием социально-экономического развития Украины выступают показатели оценки уровня и качества жизни на­селения.

На сегодняшний день существует ряд общих положений разработки стратегии регионального экономического развития, соблюдение которых активно увеличивает возможность успеха, среди которых активно используются методы и процедуры стратегического планирования.

Для универсальности изложения материала статьи авто­ром будет использоваться термин административный район, под которым подразумевается совокупность жилых массивов и объектов социальной инфраструктуры, локализованных в рам­ках фиксированных территориальных границ, имеющая собст­венное название, управляемая местной администрацией, и свя­занная с более крупными административными единицами функциональными связями линейной иерархии, т.е. под опре­деление административного района попадает любая единица территориальной иерархии, имеющая собственный управленческий аппарат, такая как город, область, район, муниципаль­ное образование.

Стратегическое планирование социально-экономического развития административного района - это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируют картину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местных ресурсов. Коротко цикл стратегического планирования экономического развития административного района можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития административного района.
  3. Определение его сильных и слабых сторон.
  4. Использование имеющихся и формирование новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществле­ние стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректи­ровка целей и методов их достижения.

В региональном социально-экономическом управлении в настоящее время значительно возросли роль и значение ин­формации. Наличие полных и достоверных данных о процес­сах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедея­тельности административного района, является необходимым условием организации управления его развитием. Однако решение проблемы рационального социально-экономического мониторинга находится в начальной стадии. Под мониторин­гом подразумевается систему наблюдения, оценки и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории административного района.

Основные задачи социально-экономического мониторин­га сводятся к: наблюдению за ходом социально-экономических процессов, происходящих в районе; оценке этих процессов; анализу причин, вызывающих то или иное социально-экономическое состояние; прогнозу развития социально-экономической ситуации; разработке рекомендаций, направ­ленных на устранение негативных последствий и развитие позитивных тенденций.

Выбор показателей для проведения мониторинга устой­чивого социально-экономического развития должен осуществ­ляться, во-первых, с учетом особенностей местного сообщества как объекта статистического наблюдения; во-вторых, исходя из задач, которые ставит практика управления административным  районом. При этом руководствоваться необходимо следующи­ми основными принципами построения системы показателей:

  1. соответствие общей методологии построения стати­стических показателей, используемых в отечественной и меж­дународной статистике;
  2. обеспечение единства методологии построения сквоз­ных показателей и их сопоставимости с аналогичными показа­телями системы государственной централизованной статисти­ки;
  3. удовлетворение потребностей местных органов само­управления в качественной и оперативной информации, отра­жающей основные социально-экономические явления и про­цессы, происходящие на территории муниципального образо­вания;
  4. соответствие содержания и состава системы показате­лей зонам внимания и наблюдения, особенностям и положению муниципального образования.

Анализируемые данные должны удовлетворять следую­щим требованиям:

  1. целенаправленность - вся система рационального мо­ниторинга должна быть ориентирована на решение конкретных управленческих задач;
  2. системный подход - рассмотрение административного района как подсистемы более крупной общественной системы исследование его связей с другими территориальными звенья­ми;            
  3. комплексность - мониторинг отдельных сфер и на­правлений развития района должен осуществляться во взаимо­связи друг с другом; необходимо осуществлять последователь­ное решение всей совокупности задач мониторинга по каждому из его направлений;
  4. непрерывность в наблюдении за объектом;
  5. периодичность снятия информации о происходящих изменениях;
  6. сопоставимость применяемых показателей монито­ринга во времени и другие.

При этом организации мониторинга стоит нарушать ос­новные принципы проведения статистических наблюдений - репрезентативность и экономичность, направленных на полу­чение статистически значимых для данного административного района фактов, позволяющих использовать их для оценки про­цессов, явлений общесистемного характера и иметь общую на­правленность на минимизацию наблюдений.

При мониторинговых исследованиях методом повторных, замеров накапливается и анализируется информация по показа­телям в динамике, выполняется сравнение с базовыми норма­тивными характеристиками и выявляются тенденции развития. Научные задачи состоят в отслеживании и анализе сдвигов в системе социально-экономических отношений; динамике усло­вий и уровня жизни различных общественных групп; измене­нии их ценностных ориентации и потребностей; отношении к политике государственной и муниципальной властей; в про­верке ряда альтернативных гипотез дальнейшего развития об­щества.

Мониторинг устойчивого социально-экономического раз­вития служит информационной базой для принятия управлен­ческих решений, в том числе при определении приоритетов по­литики, так как позволяет «оценивать социальное самочувствие людей, фиксировать качественные изменения в уровне и каче­стве жизни».

Поскольку устойчивость наступает при переходе системы из одного состояния в другое, характеризующееся способностью сохранять определенные свойства (качества) в течение наблюдаемого периода и противостоять внешним воздействи­ям, можно предположить, что планирование условий, при ко­торых система не переходит из одного состояния в другие (худшие), поддается контролю. Инструментарий оценки и ана­лиза устойчивого развития, по нашему мнению, является необ­ходимым и достаточным для информационного обеспечения управленческих решений.

Тематичні секції:

   
МОНУИДГУ   MyCounter