Ізмаїльський державний гуманітарний університет
Факультет
економіки та інформатики

 

І МІЖНАРОДНА  НАУКОВО-ПРАКТИЧНА
ІНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦІЯ

«ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ ІННОВАЦІЙНОГО
СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНОГО РОЗВИТКУ
В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ:
РЕГІОНАЛЬНИЙ ВЕКТОР
»

 

Доктор экономики Генова С. И.

Конференциар университар кафедры экономики Комратского Государственного Университета, республика Молдова 

МАРКЕТИНГОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АТО ГАГАУЗИИ 

В современной экономической научной литературе немало работ, посвященных проблемам регионального развития, и в частности регионального маркетинга. Однако маркетинговые аспекты формирования и рационального использования экспортного потенциала регионов остаются малоизученной проблемой. Причину мы усматриваем в том, что вопросы применения маркетинга на региональном уровне в целом, и особенно разработки маркетинговой стратегии выхода региона на внешние рынки, являются для Республики Молдова принципиально новыми. Вместе с тем качественно новые условия мирохозяйственного развития требуют ясного и четкого формулирования новых целей и задач маркетинговой деятельности региональных экспортеров, а также разработки эффективных способов их достижения и решения.

Таким образом, в данной статье предпринята попытка обозначить некоторые авторские подходы к указанной проблеме.

В последние годы мировую хозяйственную систему характеризуют следующие тенденции развития [2]:

  • растущие более интенсивные и глубокие взаимосвязи и взаимозависимости, выражающиеся в общих, согласованных между многими странами, торговых и валютно-финансовых режимах, связях технико-экономического характера, глубокой специализации и кооперации производства;
  • непрерывный, постоянно ускоряющийся инновационный процесс и растущая глобализация товарных рынков.

 

Мирохозяйственные связи имеют наибольшее значение для «точек роста» современной экономики — наукоемких отраслей промышленности, фундаментальной и прикладной науки, информационной инфраструктуры, финансовой системы. Без подключения к этим мировым сетям развитие всей национальной экономики серьезно затрудняется. Однако встраивание в единую геоэкономическую систему может осуществляться на разных условиях, которые, в существенной мере определяются уровнем экспортного потенциала и структурой конкурентных преимуществ — как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

В данном контексте актуализируется потребность в разработке адекватного новой парадигме регионального развития механизма формирования и развития экспортного потенциала АТО Гагаузии (Gagauz Eri), способствующего росту международной конкурентоспособности и конкурентному позиционированию нашего региона в структуре мирохозяйственных связей. Одновременно с этим возникает необходимость установить основные факторы, условия и маркетинговые инструменты формирования, наращивания и использования экспортного потенциала региона.

В формировании внутренних факторов конкурентоспособности экспортного потенциала АТО Гагаузии, как нам представляется, весьма важно обосновать значимость использования маркетинга для завоевания новых рынков и повышения инвестиционной привлекательности региона.

Известно, что привлечение иностранного капитала в развитие того или иного региона зависит прямо и непосредственно от его инвестиционной привлекательности, последовательности в проведении рыночных преобразований, имеющегося экспортного потенциала, направленности специализации, динамики преобразования производственной и финансовой инфраструктуры, местного налогового законодательства, эффективности использования природных и трудовых ресурсов.

В самом общем плане АТО Гагаузия привлекательна для иностранных инвесторов с точки зрения производственных и человеческих ресурсов, рынков сбыта и уровня цен на производимую продукцию.

Так, экономика Гагаузии имеет агроиндустриальный характер, темпы роста экономических показателей за последние годы характеризуют заметное оживление и стабилизацию после долговременного сокращения объемов производства. Уровень экспорта продукции из Гагаузии составляет ежегодно 50 - 60 млн. долларов и имеет тенденцию к росту. Число экономических агентов из года в год увеличивается за счет стимулирования создания малых предприятий. Всего их в Автономии более 5000. В крупном товарном сельскохозяйственном производстве занято около 100 предприятий и аграрных хозяйств, каждый из которых обрабатывает площадь более 500 га пашни. Общая площадь сельскохозяйственных угодий 150 тыс. Гектаров, т. ч. пашни 100 тыс. гектаров и 26 тыс. гектаров садов и виноградников.

По официальным данным Исполкома автономии, объем капвложений в АТО за 2009 год составил около 460 млн. леев - на 15,8% больше 2008 г.

Привлекательными для инвестиционных потоков оказалось производство энергетических продуктов и услуг, сельское хозяйство, транспорт и связь, суммарно поглотивших 57,5% вложений (263,4 млн. леев), 12% досталось здравоохранению и социальным услугам.

Более того, в Гагаузии совершенствуется законодательная база инвестиционной политики. Так, в 2008 году Народным Собранием АТО Гагаузии (Законодательный орган региона) был принят Закон «Об инвестициях и инвестиционной деятельности АТО Гагаузия», который четко определяет правовые экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории АТО Гагаузии и направлен на эффективное функционирование экономики АТО Гагаузии и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности и направлений хозяйственной деятельности. В Гагаузии проделана огромная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, нацеленная на решение экономических и социальных вопросов, повышению налоговой дисциплины и пополнению бюджета, активизации, решению вопроса занятости населения, развитию малого и среднего бизнеса, стабилизации уровня жизни населения, обеспечения социальной защиты. В решении задач Исполком Гагаузии и его структурные подразделения руководствовались Программой деятельности Правительства РМ, Национальной программы «Сатул Молдовенеск на 2005-2015гг.», Стратегией (Программой) деятельности Исполкома на 2007-2010г.г., Стратегией Социально-экономического развития Гагаузии (Гагауз Ери) на 2009-2015 г.г., Законами, принятыми Парламентом РМ и местными Законами, которые регламентируют деятельность местных органов для решения насущных проблем в различных областях экономики и социальной сферы.

Однако приток иностранных инвестиций в регион сдерживается существующей правовой базой, низким уровнем менеджмента и технологий, бюрократизмом, коррупцией и преступностью, неразвитостью транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры [3], высокими темпами инфляции в Республике Молдова. Из вышеизложенного вытекает важность проблем повышения привлекательности региона для стратегических инвесторов. Ведь администрация региона может повысить его инвестиционную привлекательность, взглянув на проблему привлечения иностранных инвесторов с маркетинговой точки зрения, т.е. рассматривая ресурсы региона как своеобразный «товар», имеющий свою стоимость и полезность, а стратегического инвестора как «покупателя» данного товара.

Подобный подход основан на активном использовании теории маркетинга региона, который предполагает ориентацию на потребности целевых групп покупателей региональной продукции.

По мнению большинства специалистов в области маркетинга региона (Арженовский И.В., Унтура Г. и др.)[1; 4], маркетинг региона, выступая составной частью региональной экономической политики, отличается от «маркетинга продукции» направленностью на решение проблем региона и его территориальных образований; включает в себя разработку и реализацию долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы территории, постепенного устранения негативных явлений и решения сложных социально-экономических проблем. При этом основой регионального маркетинга является планомерное и системное изучение состояния и тенденций развития территории региона с целью принятия рациональных решений (о сегментации рынков, выборе целевого рынка, обосновании маркетинговой стратегии выхода на рынок, разработке комплекса маркетинга и др). Главные цели маркетинга региона:

  • Сохранение/ повышение конкурентоспособности расположенных в регионе экспортных предприятий;
  • Создание в регионе предприятий нового типа (в частности, с участием иностранного капитала);
  • Формирование благоприятного имиджа региона.

Успешный выход региона на мировой рынок, для которого характерны возрастающий риск и неопределенность, во многом определяется тем, насколько гибко смогут региональные предприятия использовать указанные инструменты для достижения поставленных рыночных целей. Существенная роль при этом должна быть отведена маркетинговому механизму формирования экспортного потенциала региона, как маркетинговых приемов и инструментов, способствующих конкурентному позиционированию региона в глобальной экономике.

Выводы:

В этом контексте автор публикации предлагает региональным властям АТО Гагаузии чаще обращаться к маркетингу как технологии обеспечения экспортных конкурентных преимуществ региона. В частности, для формирования благоприятного имиджа территории предлагаем разрабатывать «Маркетинговый план создания привлекательного имиджа АТО Гагаузии». Его целью должно стать создание целенаправленного и планомерного продвижения в общественное сознание нового взгляда на регион АТО Гагаузия, демонстрирующий открытость своей территории для деловых контактов и позволяющий внешним субъектам удостовериться в реальности имеющихся экспортных конкурентных преимуществ. В такой план целесообразно включить ряд следующих важнейших маркетинговых мероприятий:

  • публикация в отечественных и зарубежных СМИ материалов о регионе, его экспортных возможностях;
  • организация представления региона в сети Интернет на иностранном языке;
  • подготовка компакт-диска, содержащего презентационные материалы о предприятиях-экспортерах, их сильных сторонах;
  • разработка своеобразного «инвестиционного паспорта» АТО Гагаузии в виде обширной базы данных о существующих инвестиционных площадях;
  • осуществление крупной рекламной кампании (с последующим переводом ее в русло постоянно возобновляемых усилий) для информационного обеспечения иностранных инвесторов пакетом предложений по наиболее интересным региональным проектам;
  • организация и участие в тематических конференциях, форумах, совещаниях по обмену опытом решения социально-экономических проблем региона, в том числе с участием и при содействии международных ассоциаций делового сотрудничества;
  • участие и организация специализированных выставок-ярмарок;
  • деятельность по прямой рассылке предложений о сотрудничестве и перспективных региональных проектах;
  • проведение PR-кампаний;
  • предоставление информационных услуг потенциальным покупателям продукции региона.

 

Очевидно, что формирование позитивного имиджа — не столь простой процесс, он не происходит сам по себе, автоматически. Это возможно лишь при условии совместных усилий высшего руководства региона, представителей научного сообщества, руководителей предприятий, сотрудников и рабочих региональных предприятий, а также жителей данной территории.

 

Литература

  • 1. Арженовский И. В. Маркетинг регионов. http:// www.marketing.spb.ru/.
  • 2. Сейфуллаева М.Э. Маркетинговая составляющая регионального развития.// Маркетинг в России и за рубежом.- 2002.- №5- С.32-37.
  • 3. Формузал М. Доклад Главы (Башкана) Гагаузии на Международном экономическом форуме в Крынице на тему "Инфраструктурные инвестиции шанс для экономики Гагаузии". http:// www.gagauzia.md.
  • 4. Унтура Г.А. Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях // Регион: экономика и социология. — 2002. — №4. — С. 14—15.

 

Тематичні секції:

   
МОНУИДГУ   MyCounter