Ізмаїльський державний гуманітарний університет
Факультет
економіки та інформатики

 

І МІЖНАРОДНА  НАУКОВО-ПРАКТИЧНА
ІНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦІЯ

«ПРОБЛЕМИ ТА ПЕРСПЕКТИВИ ІННОВАЦІЙНОГО
СОЦІАЛЬНО-ЕКОНОМІЧНОГО РОЗВИТКУ
В УМОВАХ ГЛОБАЛІЗАЦІЇ:
РЕГІОНАЛЬНИЙ ВЕКТОР
»

 

 Городецкая Т.Б., Пискун Ю.П.

Одесский национальный политехнический университет, Украина

 ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА НА ПРЕДПРИЯТИЕ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

 

Ключевые слова: новий НКУ, вплив, нововведення, плюси, недоліки, оподаткування,доход, витрати.

Keywords: new Tax Code of Ukraine, influence, innovation advantages, disadvantages, taxation, revenue, expenses.

Цель статьи: Изучение влияния нового налогового кодекса Украины на  финансы предприятие и на налогоплательщика.

Центральное событие 2011 года-вступление в силу Налогового кодекса Украины. Его появление так или иначе коснулось каждого: кого-то едва затронуло,  кого-то вдохновило, кого-то ввело в депрессию. Изменились не принципы налогообложения, изменилось целое мировоззрение работы с налогоплательщиками, нормы НКУ стали более требовательными и прямолинейными. НКУ говорит уже о принципах налогового законодательства, а не принципах налогообложения.

Разделить эти принципы можно на три условных группы:

1 группа-принципы, которых  раньше не было.

Первым в п. 4.1 НКУ назван принцип всеобьятности налогообложение - т.е. каждый обязан уплачивать налоги и сборы в порядке и размере, установленном законом.

В налоговом законодательстве официально зарегистрировали неотвратимость наступления определенной законом ответственности в случае его нарушения. Ранее существовавшее правило конфликта интересов переродилось в НКУ в определенный принцип- презумпцию правомерности решения налогоплательщика. Этот принцип работает тогда, когда нормы разных законов либо разных нормативно-правовых актов допускают множественное толкование прав и обязанностей налогоплательщика или контролирующих органов, в следствии чего можно изменять решение в пользу и той и другой стороны. Если ранее правило конфликта интересов требовало, чтобы решение было принято в пользу налогоплательщика, то Презумпция означает что-то типа «подождите пока мы не докажем незаконность вашего поведения»

Принцип фискальной до статности устанавливает налоги и сборы с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями. Фактически, современная налоговая система будет ориентирована лишь на сбор денег для финансирования расходов государства, стимулирующая или развивающая функция налогообложения, как таковая исчезла, исчез и принцип экономической обоснованности, который предусматривал установление налогов и сборов на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами.

Принцип экономичности налогообложения может быть для налогоплательщиков и перспективным и не очень оптимистичным. Суть этого принципа- ввод налогов и сборов, обьем поступлений от уплаты  которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование. С таким же подходом должны устанавливаться налоговые периоды и сроки уплаты налогов- п.4.3 НКУ. Достичь данного принципа можно несколькими путями, или уменьшив численность работников налоговых органов, или расширив базу налогообложения, увеличив ставки налогообложения, уменьшив льготы. Результат для налогоплательщиков может быть и положительным,  и отрицательным в зависимости от того, какое решение будет принято.

Принцип нейтральности налогообложения предусматривает, что установление налогов и сборов должно происходить способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности налогоплательщика. Результат- фискальный политике безразлично, будут ли выживать предприятия на рынках, смогут ли состязаться с международными компаниями.

2 группа-принципы, в которых изменилось звучание. Равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации, т.е.  все должны быть законопослушными  и не для кого не будет исключений. Старый принцип требовал, чтобы одинаковый подход был обеспечен именно при определении обязанностей по уплате налогов.

3 группа- принципы, которые были в Законе о системе налогообложения и исчезли  с вводом НКУ. Налоговое законодательство не будет  ориентировано на стимулирование НТП, выхода отечественного товарооборота на мировой рынок, инвестиционных активностей… Жаль принципа доступности-обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов. Введение индивидуальных практических разъяснений предполагает, что все не могут понимать налоговое законодательство и будут вынуждены руководствоваться консультациями, не вдаваясь в подробности. С введением НКУ законодатели наконец всерьез попробовали воплотить  в жизнь свою мечту о сближении налогового и бухгалтерского учета. В результате в основу налогового положены определяющие принципы бухгалтерского. Это принципы начисления и соответствия доходов и расходов, осуществленными для получения этих самых доходов. При этом в бухучете доходы и расходы отражают в момент их возникновения, независимо от времени поступления и оплаты ранее. Подобный принцип заложен и НКУ. В некоторых случаях НКУ прямо отсылает к Положениям (стандартам) бухгалтерского учета. Но полного обьединения так и не состоялось. Много отличий и порой они очень существенны. Поэтому авторы НКУ определили такое понятие, как «налоговые разницы», по которым будет разработана методика и заработает она с 01.01.2012 года. Много изменений произошло в налогообложении прибыли предприятия. Большое количество правил налогообложения законодатели просто перенесли  в  НКУ из Закона о прибыли, но те изменения, которые были внесены, существенно повлияли на результат. Налогооблагаемая прибыль увеличилась, увеличились и платежи в бюджет.[4]

Статья 151.1 п.п.10 подраздела 4 «Особенности взимания налога на прибыль предприятий» разд.10 «Переходные положения НКУ» предусматривает постепенное снижение ставки налога на прибыль до 16 %(с 01.04.2011 г. применяется ставка 23%, вместо существующей ранее 25 %) с 01.01.2012г – 21%, с 2013-19%, с 01.01.2014г.- 16%. Снижение ставки налога на прибыль в 2011г. с 25% до 23% прошло незаметно, так как новые правила и новый механизм расчетов обьекта налогообложения, увеличил налогооблагаемую прибыль. Порядок определения обьекта налогообложения несет значительные изменения по сравнению с действующим ранее Законом о прибыли. Наиболее существенные изменения произошли в механизме расчета обьекта налогообложения и правилах признания доходов и расходов. Обьектом налогообложения будет прибыль с источником происхождения из Украины и за ее пределами. Ее определяют уменьшая сумму доходов отчетного периода(ст 135-137 НКУ) на:

- Себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

- Прочие расходы отчетного налогового периода (ст 138-143, ст 152 НКУ).

На смену понятию валовый доход, валовый расход, применяются термины просто «доход и расход»  как в бухгалтерском учете. Под доходом понимают общую сумму дохода налогоплательщика от всех видов деятельности, полученного в течении отчетного периода в денежной,  материальной или не материальной формах как на территории Украины, ее континентальном шельфе, так и за ее пределами. Перечень доходов, включаемый в расчет обьекта налогообложения помещен в ст. 135, доходов, не участвующих в таком расчете, в ст. 136, а правила определения даты увеличения конкретных доходов- в ст. 137 НКУ. Облагаемые налоги классифицируются на:

-доходы от операционной деятельности(п.135.4 НКУ)

-прочие доходы, неисключительный перечень которых, содержит п. 135.5 НКУ

Доходы определяются на основании соответствующей первичной, подтверждающей документации, обязательность ведения и хранения которой, предусмотрена правилами ведения бухучета, и др. документов. Ст. 137 НКУ содержит впечатляющие новации. На смену правила признания валовых доходов по первому событию пришел по аналогии с бухучетом - метод начислений. Доход от продажи товаров- по дате перехода к покупателю права собственности на такие товары. Доход от выполнения работ- по дате составления акта или др. документа, оформленного согласно требованиям законодательства, подтверждающего выполнение работ. То есть оплата товаров вообще не повлияет на формирование налогооблагаемой прибыли. Соответственно суммы полученных авансов за товары больше не будут попадать в доход плательщика, а предоплаты не попадут в расход. Учитывая, что поставщики сырья, материалов обычно работают по 100 % предоплате, то суммы уплаченных авансов – это значительные средства и исключение их из расходов предприятия на какое-то время увеличивает налогооблагаемую прибыль, а платежи в бюджет уменьшают оборотные средства предприятия, ухудшая его финансовую стабильность. Влияет на конечный финансовый результат работы предприятия и изьятая, ранее действующая норма, согласно которой, датой получения дохода в случае продажи товара с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств на текущий счет налогоплательщика, или дата получения соответствующей компенсации в любом другом виде, включая уменьшение задолженности такого налогоплательщика по его обязательствам перед таким бюджетом. Теперь такие доходы признаются в общем порядке, прописанном в НКУ. Учитывая задержку оплаты бюджетными средствами, даже не принимая во внимание практические ситуации, а исходя из условий договоров по продаже товаров с оплатой за счет бюджетных средств, видно насколько отвлекаются оборотные средства, выпадая из оборота. Момент получения права собственности на имущество ныне урегулирован правилами ст. 334 ГКУ. Именно к ним, очевидно, и придется обращаться, обосновывая дату признания доходов с момента перехода права собственности на товары, может привлечь за собой значительные проблемы налогообложением. Момент признания прочих доходов конкретизирован ст. 137 НКУ. Для доходов не попавших в эту статью, дату возникновения считают по ПсБУ №15 «Доход». Состав и порядок признания налоговых расходов в НК также существенно изменен.[3] Расходы, которые учитываются при определении обьекта налогообложения классифицированы на:

-расходы операционной деятельности(себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг и расходы банковских учреждений)

-прочие расходы(общепроизводственные и административные расходы, расходы на сбыт, др. операционные расходы и прочие, в том числе те, относительно которых, в разделе ІІІ НК не установлены пряме ограничения относительно включения в состав расходов)

В Правилах определения момента возникновения расходов, формирующих себестоимость доминирует правило начисления и соответствие доходов и расходов. По аналогии с бухучетом, правило первого события не применяется, а расходы признаются:

-для расходов, которые включаются в себестоимость товаров, в том отчетном периоде, в котором будут признаны доходы от реализации таких товаров(п 138.4 НК) [3]

Следовательно, такие расходы, как расходы на оплату труда и социальное страхование производственных работников, а также на амортизацию производственных основных средств и нематериальных активов, которые подлежат к включению в состав налоговых расходов не в периоде их начисления, а в периоде реализации продукции, в себестоимость которой они вошли. Для других расходов в том отчетном периоде. в котором они были осуществлены. Предприятие, имеющее незавершенное производство и значительные остатки готовой продукции на складах. не реализованной по каким-либо причинам на конец отчетного периода и предоставление декларации по налогу на прибыль, будут уплачивать увеличенный налог на прибыль. Ведь по действующему законодательству зарплату нужно не только своевременно начислять, но и дважды в месяц ее выплачивать и перечислять взносы на социальное  страхование производственных работников.[4] Приведен в НКУ и перечень расходов, которые не включает  в расчет обьекта налогообложения и среди них досадная новация, не попадут в расходы предприятия, расходы, понесенных в связи с приобретением товаров и др. материальных и нематериальных активов у физлица-плательщика единого налога(кроме расходов, осуществленных на приобретение работ, услуг у физлица-плательщика единого налога, которое ведет деятельность в сфере информатизации). Если учесть, что предприятия очень активно сотрудничают с такими субьектами, то это действительно ошеломляющее нововведение. Необходимо в срочном порядке искать новых поставщиков сырья и запчастей, товаров и всевозможных услуг, чтобы избежать проблем с временной остановкой предприятия, так как даже небольшие сбои в работе предприятия могут привести к большим проблемам на рынке сбыта продукции. Все оборотные средства и необоротные активы с целью налогового учета поделены на 16 групп, а не на 4 группы как раньше, а нематериальные- на 6. Группового учета больше не будет, а учет амортизируемой стоимости ведут по каждому обьекту, входящему в состав отдельной группы ОС или НА. Налоговую амортизацию начисляют в течении срока полезного использования обьекта, который устанавливают приказом по предприятию, при признании его активом, но срок этот не должен быть меньше срока эксплуатации, определенного в НКУ.(п.п.145.1.2., и 146.2 НКУ). Эти изменения потребуют дополнительных трудозатрат, и возможно, новых рабочих мест, а минимально допустимый срок эксплуатации, определенный  в НКУ, уменьшает налоговых расходы предприятия и увеличивает налогооблагаемую прибыль, так как, например, транспортное средство амортизируется 5 лет, а фактически эксплуатируется на предприятии гораздо дольше. Повлияет на финансовый результат работы предприятия и введенная в НКУ новация: убыток, полученный от ведения деятельности, подлежащей патентованию, не учитывается в общей сумме убытков и возмещается за счет доходов, полученных в будущих налоговых периодах от такой деятельности. Раньше расчет производился по видам деятельности. а результат учитывался  в общей сумме и возмещался за счет доходов от общей деятельности.[1]

Положительно повлияет на результат работы предприятия смягчение ряда расходных ограничений. Это и разрешение на включение в расходы без ограничений затрат на проведение рекламы, затрат на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации нынешних и будущих работников(п.п.140.1.3. НКУ).

С введением НКУ не так легко получить право на налоговый кредит. Право это по прежнему связано с двумя критериями: покупка должна предназначаться для использования в налогооблагаемых операциях в рамках хоз. деятельности. Тем не менее НК жестко ограничен обычными ценами: в п.198.3 НКУ нет ни слова о 20-ти процентах отклонения договоренных цен от обычных, допускавшихся по Закону о НДС. При наименьших грехах в заполнении налоговых накладных, оформленных с нарушением требований и порядков их заполнения, очень сложно будет доказывать налоговым органам свое право на отнесение их к налоговому кредиту, а это чревато штрафными санкциями, которые, кстати, тоже значительно выросли, особенно. если ошибки повторяются. П. 198.6 НКУ ведет борьбу запаздыванием налоговых накладных и, как следствие, формирование покупателями налогового кредита не в периоде их выписки поставщиками. Теперь отразить налоговый кредит по отложенным до лучших времен налоговым накладным можно лишь в течении 365 дней со дня их выписки. Фактически таким образом законодатели отрезали 1095- дневный срок самоисправления ошибки. Еще короче срок для отражения налогового кредита достался НДСникам, использующий кассовый метод; право на налоговый кредит они потеряют, если не заявят о нем в течении 60 дней после перечисления денег поставщику(п.198.6 НКУ). Единый реестр налоговых накладных значительно затруднил жизнь налогоплательщиков. Ведь только зарегистрировав налоговую накладную в названном реестре, можно будет выдать экземпляр покупателю. У покупателя же по не зарегистрированным в Едином реестре налоговым накладным не будет налогового кредита. Отправлять электронные налоговые накладные (и расчеты корректировок) НДСники будут в ГНАУ. Отказать в регистрации контролеры смогут по причине нарушения порядка выписки налоговой накладной. В то же время за неудавшуюся попытку зарегистрировать налоговую накладную НДСник должен будет расплатится с бюджетом по полной программе: включить сумму НДС по ней в обязательства за отчетный период (п. 201.10. НКУ). Получается, что правила выписаны таким образом, что несколько неудачных проб в регистрации налоговых накладных могут существенно усложнить финансовое состояние налогоплательщика.  Поставили заслон на пути налогового кредита при осуществлении наличных расчетов: допускаются лишь кассовые чеки с фискальным номером поставщика, суммой полученных товаров и услуг и НДС – то есть фискальные кассовые чеки. Причем для налогового кредита стоимость товаров(услуг) не может превышать 200 грн.(без НДС) в день – со всеми контрагентами по всем чекам. [2]

Плюсами данного нововведения является то, что предприниматель на едином налоге теперь не должен будет платить 50-процентную надбавку к фиксированной ставке единого налога за каждого нанятого сотрудника Наряду с достаточно четким определением доходов «единщика», Закон также закрепляет выгодную возможность для физлица третьей группы и юрлиц четвертой группы уплачивающих 3% дохода и НДС или 5 % дохода учитывать расходы в своей деятельности. Для «единщиков» первой группы с лимитом дохода до 150 тыс. грн., не использующих наемный труд, осуществляющих только розничную продажу на рынках и/или предоставляющих определенные Законом бытовые услуги, налоговым отчетным периодом установлен календарный год. Помесячно уплачивая авансовые платежи единого налога до 20 числа текущего месяца, такие предприниматели должны будут только раз в году появиться в налоговой с декларацией плательщика единого налога.

 Недостатками же является то, что несмотря на возражения общественности, законодатель, все-таки, ограничил сферу применения «упрощенки». Из перечня возможных исключены, в основном, высокорентабельные виды деятельности и их немного по сравнению, например, с первоначальной редакцией НК. Но в то же время странно, что, например, разрешена на едином налоге интернет-торговля, ведь обороты интернет-магазинов часто значительно превышают обычные. Законодатель также значительно сузил круг налогов и сборов, которые для «упрощенца» заменяются единым налогом. Кроме того, налоги, сборы и таможенные платежи при ввозе товаров на территорию Украины «единщик» оплачивает на общих основаниях, что вообще в концепцию упрощенной системы не вписывается.

 Существует  множество «за» и «против» налогового кодекса, но в целом же, новая глава НК может быть оценена как позитивный вклад в развитие сегодняшнего малого бизнеса с большой перспективой на увеличение его объемов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Библиотека баланса», №5,№6, 2011г.
  2. «Все о бухгалтерском учете», №10, 2011г.
  3. Налоговый кодекс Украины
  4. Справочник экономиста, №1, 2012

Тематичні секції:

   
МОНУИДГУ   MyCounter